Генеративный транс доктора Стивена Гиллигена

новейшие разработки в области гипноза
Генеративный транс доктора Стивена Гиллигена

Природа Транса

5 идей о трансе от Стивена Гиллигена, PhD

 

Помнить о том, Что в этом мире
Есть другой мир, –
Это и значит жить
В своём истинном наследии.
 — Дэвид Уайт

В предыдущих блогах я говорил о том, что подход «Порождающего – Генеративного Я» различает два мира: (1) классический мир сознательного разума и (2) квантовый мир творческого бессознательного разума. Эти миры взаимно дополняют друг друга, «упрощенно говоря, творческое бессознательно определяет курс, а сознательный разум выступает менеджером». Для того, чтобы жить творческой и наполненной жизнью, необходимо присутствие как сознательного, так и бессознательного разума.

Конечно, вам не нужно присутствие обоих постоянно. Для ежедневных дел, когда вы делаете дела, которые уже делали раньше, вам не очень-то нужно творческое бессознательное. К примеру, когда вы утром делаете себе кофе, вам не нужно находится в очень творческом состоянии.

Но, время от времени в жизни происходят неизбежные события, когда то, что вы делали ранее, не помогает вам справится с текущей проблемой. В такие моменты необходимо создать нечто новое, новый взгляд на вещи, новый способ понимания себя, новый способ действовать в этом мире. Как раз в такие моменты генеративный транс и является полезным состоянием, так как он позволяет вам мыслить, переживать и действовать новыми способами. Этот блог посвящён данному пониманию транса.

Всего предлагается пять основных идей:

Транс как углубление в творческое бессознательное.

Не все трансы одинаковы.

Транс является природным явлением.

Транс психобиологически необходим.

Гипноз является одним из психологических контекстов для "очеловечивания" транса и придания ему формы.

Транс как углубление в творческое бессознательное

В общем виде транс можно непосредственно описать как: (1) временное приглушение классического мира сознательного разума, и (2) эмпирическое погружение в квантовый мир творческого бессознательного.

Большинство взрослых проводят большую часть времени в «мире действия» сознательного разума. Они отделены от прямого опыта, размышляя при этом о вещах, анализируя и беспокоясь. Сознательный разум – это мир, который определяется и действует в терминах вербальных описаний и вербальных правил. Они включают в себя убеждения, ожидания, постулаты и истории о том, кто вы такой и почему, и что, как вы ожидаете, произойдёт в будущем. Довольно просто застрять в этой «коробке идентичности», поддавшись тому, что Генри Дэвид Торо называет «жизнью в тихой безнадёжности».

Транс является способом выхода из этих рамок, пробуждением в квантовом мире бесконечных возможностей. Когда вы входите в транс, жёсткие рамки эго-коробки на время ослабляются. Вы отпускаете аналитическое мышление и обусловленное восприятие и погружаетесь в океан примитивного сознания, в мир картинок, ощущений, символов, движений и энергий. Как в мечтании или в играх, в трансе вы можете пойти откуда угодно куда угодно; так называемая «нормальная» классическая реальность предоставляет куда меньший простор для творческих возможностей. Все обычные структуры идентичности, которые, как правило, фиксированы (время, значения, олицетворение, память, логика, умственные карты) становятся гибкими, свободными для того, чтобы создавать новые паттерны и идентичности.

Не все трансы создаются одинаково

Тем не менее, появление в этом новом мире не гарантирует создания новых возможностей. Некоторые трансы низкокачественные, «приводящее в замешательство, отупляющие телевизионные трансы», которые могут дать вам перерыв от активного эго-размышления, но которые не в силах восстанавливать или трансформировать ваше сознание. Другие трансы являются откровенно негативными, такие, как депрессия, беспокойство, зависимость, возмущение, жалость к себе. Мы увидим, что именно отношения человека с бессознательным создают такого рода трансы, и как можно переводить их в позитивные, меняя отношения с бессознательным. Некоторые трансы являются позитивными, но они не делают никаких изменений. Вы расслабляетесь и получаете искреннее ощущение безопасности, но в ваших глубинных паттернах ничего особо не меняется. Это хороший опыт, но к сожалению, он не создаёт долгосрочные изменения.

Я учился у Милтона Эриксона и одновременно готовил свою дипломную работу в области психологии в Стэнфордском университете, в котором тогда находилась самая передовая в мире лаборатория по гипнозу, которую возглавлял замечательный экспериментальный психолог Эрнест Хилгард. Я использовал гипноз в рамках научной практики, так что я работал в этой лаборатории под присмотром Хилгарда. Именно здесь были разработаны известные стандартизированные тесты на гипнабельность. Так что у меня был очень интересный опыт проведения стандартных гипнотических наведений в лаборатории университета, после чего я приходил к Эриксону и испытывал совершенно иной тип транса. Для меня это две совершенно разные вещи: трансы, развитые из стандартного внушения, порождают качественно иной тип транса по сравнению с тем, что вы можете и должны развивать в терапевтическом окружении, где уникальные аспекты каждого клиента является основными ингредиентами «трансового супа».

Стандартное наведение полностью игнорирует уникальные качества человека, и небезосновательно: основной целью является развитие относительно однообразного состояния переживания таким образом, чтобы можно было провести исследование в традиционном смысле. В терапии, конечно, цель совершенно противоположная: «необходимо создать пространство, где уникальные силы и характеристики личности» клиента смогли бы раскрыться, и с ними можно было бы работать для изменения и исцеления. Следует развивать такой транс, в котором человек смог бы выходить за рамки своих предыдущих ограничений и создавать нечто совершенно новое в своей жизни.

Это и есть «генеративный транс». Это эмпирическое состояние, в котором вы глубоко соединены с творческим бессознательным, но все же обладаете разумным присутствием сознательного разума, чтобы удерживать намерение и творчески работать с созданием новых паттернов опыта и изменением старых. Генеративный транс объединяет бессознательный разум и сознательный разум в третий разум – разум «творческого бессознательного» или разум «генеративного транса», который обладает необычайными свойствами и потенциалом.

Транс является природным явлением

Послушайте, Вы едва дышите и называете это жизнью?
В то время, как душа, в конце концов, – лишь окно,
И открыть это окно не сложнее,
Чем пробудится после лёгкой дрёмы.
 — Мэри Оливер

Транс является базовым для природы сознания. Это состояние, в котором человек должен находиться периодически для того, чтобы обновлять, защищать, воссоздавать и изменять свою идентичность.

Эта идея, являющаяся центральной в работе Эриксона, радикально отличается от традиционной точки зрения, в которой транс определяется как опыт, который исходит из того, что называется «гипноз». Считается, что это нечто очень искусственное, продукт гипнотической техники или внушения. Иными словами, предполагается, что транс возникает от того, что гипнотизёр говорит «Буга-буга-буга» и из-за этих магических заклинаний начинают появляются некоторые странные экзотические состояния. При таком ходе мыслей транс наводится и контролируется внешним человеком, гипнотизёром.

Предполагается, что терапия должна быть процессом обучения внутреннему ощущению вашего собственного контроля и навыков, чтобы быть способным взаимодействовать без проекций, чтобы брать ответственность за свой путь и находить свой собственный голос. Идея традиционного гипноза этому полностью не соответствует; она является очередным примером того, что твою жизнь определяет некто другой, и он говорит тебе, что нужно делать. Так что не удивительно, что многие люди, если им сказать о гипнозе, будут как минимум слегка напуганы, думая «мы уже испытали, что это такое, когда тебя контролирует кто-то другой». Это проблема, а не решение. «Я здесь для того, чтобы выйти за пределы, а не делать больше».

Вот почему я уже не использую слово «гипноз»: оно несёт слишком ассоциаций с тем, как сознательный разум одного человека контролирует бессознательный разум другого человека.

Вместо этого мы ищем, как открыть творческие, обоюдно уважительные отношения между сознательным разумом и бессознательным разумом, как внутри одного человека, так и между людьми в целом.

В английском языке у нас есть два разных слова, обозначающих обучение. Первое – «инструкция», которое означает «поместить» (знания, прим.переводчика). Второе – обучение, означает «развивать то, что уже есть». Генеративный транс, продолжая традиции Эриксона, ориентирован на этот второй термин. То есть, вместо того, чтобы рассматривать транс как некое странное искусственное состояние, мы интересуемся теми состояниями трансового типа, многие из которых уже есть у человека.

Например, полезно спросить:

Что вы делаете, когда вам в самом деле необходимо установить связь с собой?

 

В какие моменты вы теряли ощущение времени и переставали беспокоится о чём-либо?

 

Можете ли вы вспомнить моменты, когда вы ощущали нечто удивительное?

Для большинства людей ответы не неожиданные: как правило, это относительно не затратные дела вроде чтения, прогулок на природе, приготовления пищи, медитации, прослушивания или исполнение музыки и так далее. Каждое из этих занятий является эстетической практикой отпускания контролирующих структур сознательного разума и открытия для эмпирического погружения в нечто за пределами вашего эго, а именно, в разум творческого бессознательного. Это то, чем мы занимаемся в трансовой работе. Мы настраиваемся на естественный опыт и создаём безопасное и резонирующее объединяющее поле, которое позволяет безопасно присутствовать всем частям системной идентичности. После чего мы добавляем другие ингредиенты: например, ресурсы и другой позитивный опыт, после чего мы помешиваем этот суп, чтобы обнаружить, как эти разные паттерны, состоящие из опыта, можно смешать вместе, чтобы создать питательную и преобразующую пищу для души.

Эриксоновское понимание транса исходило не из интеллектуальной или концептуальной осознанности, оно исходило непосредственно из его личного опыта. Оно исходило из его невероятного любопытства и из того, что ему необходимо было справляться с необычным набором вызовов, которые ставила перед ним жизнь. Он решил, что лучшее, что он мог сделать, – это принять эти вызовы на самом глубоком уровне таким способом, который позволил ему выработать правильное отношение к этим уникальным паттернам, воспринимая их в качестве даров, а не проклятий; осознавая, что они являлись скорее позитивными аспектами его жизни, а не негативными.

К примеру, когда у него развился полиомиелит, врачи сказали, что он больше никогда не сможет двигаться. Он подумал, что это было интересное «внушение», и начал серию глубоких внутренних исследований. Ему было 17, он не знал практически ничего о «гипнозе» или «трансе», но он знал, как использовать своё воображение. Так что он начал входить в эти глубокие состояния внутреннего погружения, и интересоваться тем, чему он мог бы научиться из них. Он хотел присоединиться к давно забытым приятным воспоминаниям, к примеру, воспоминанию о том, как он бросал мяч вместе с братьями, когда был ребёнком. Он не знал, почему он вспоминал именно этот эпизод, но что-то внутри побуждало его глубоко ассоциироваться именно с этим воспоминанием. После нескольких недель, иногда месяцев таких погружений случилось нечто невероятное: мышцы, которые были вовлечены в том детском воспоминании, начали вновь работать в его теле в настоящем. Иными словами, естественное воспоминание того, как он бросал мяч, стало центральным ресурсом и отправной структурой для того, чтобы воссоздать этот же паттерн в настоящем. Его транс развился из простого, непринужденного опыта, и естественные воспоминания стали основанием для нового обучения.

Транс и нерациональные процессы психобиологически необходимы

Я живу свою жизнь в расширяющихся кругах,
Которые простираются по миру.
Я ещё не дошёл до самого конца,
Но я целиком предан этому делу.
Я кружу вокруг Бога, вокруг исконной башни,
Я кружил многие тысячи лет
И до сих пор не ведаю я: я сокол,
Я буря или я великая песня?
 — Райнер Мария Рильке

В генеративной трансовой работе мы предполагаем, что симптомы и так называемые патологии, не только потенциально позитивны, а и необходимы для полноценного развития. На гэльском языке их называют «анам кара», или «друзья души». Мозгу необходимо входить в нерациональное состояние, человеку нужно хотя бы иногда ослаблять контроль. Каждая жизнь – это раскрывающаяся спираль циклов смертей и перерождений. Империи рождаются – империи рушатся; эго-идентичность стабильная – эго-идентичность неустойчивая; вас контролируют – вас не контролируют. Когда эго-идентичность дестабилизирована, транс возникает спонтанно. Основной вопрос: случается ли это позитивным или негативным способом. В работе по генеративному трансу мы можем наблюдать, как это можно сделать позитивно, включая то, как трансы, кажущиеся на первый взгляд негативными, можно превратить в позитивные.

Идея об изменённых состояниях сознания, являющаяся ключевой для роста и здоровья, красиво раскрыта Майклом Вентурой, американским писателем, который провёл год, обучая поэзии учеников старших классов. В пересказе своего опыта он говорит о ключевой важности искусства для человеческого сознания (в цитате, я вставил слова «симптомы» и «трансы» в скобки, потому что они идеально подходят). 

Вот что он говорит:

Почему искусство (и симптомы, и транс) вообще существует? Частично искусство (и симптомы, и транс) существует потому, что обычной каждодневной жизни ни для кого не достаточно и никогда не было достаточно. Ученик (или же клиент на консультации) не ошибается, он не глупый, он сталкивается с ограничениями ежедневной рутины. Всё, чем гордится человечество, и многие вещи, которых оно по хорошим причинам стыдится, исходит из проверки и преодоления этих барьеров. Нечто в мире, нечто такое, что человеческие существа выражают, обрамляют и хранят в искусстве (и в симптомах, и в трансе) постоянно общается с нами иговорит нам, что есть нечто гораздо большее. И оно не просто предлагает нам измениться, оно говорит нам, что мы должны это сделать.

Это отправная точка, это центральная точка искусства (и симптомов, и трансов), духовная география, в любой момент вы можете выйти за пределы своего состояния и сделать нечто более значительное, даже величественное. Таким образом, поэзия (и транс) является профилактической медициной против невероятно изнуряющей болезни идеализации «нормального». По крайней мере, поэзия и искусство (и транс, и симптомы) учат тому, что это нормально быть хрупкими, в любой момент разбиваться на один или множество парадоксальных элементов. Поэзия (и транс) учит вас всегда искать нечто экстраординарное в так называемом «нормальном». Это и есть подлинное знание об исцелении». (Добавлены слова курсивом, авторские заметки).

В этих словах кроется великая мудрость. Когда ограничения состояния сознательной идентичности слишком сильны, творческое бессознательное выступает на передний план, чтобы привнести новый опыт и ресурсы. Специфическая форма, значение и ценность опыта определяется человеческим соединением с ним.

Одна из ключевых идей генеративного транса гласит:

Паттерн опыта из творческого бессознательного может быть позитивным или негативным, в зависимости от человеческого соединения с ним.

 

Иными словами, в любом опыте изначально нет какого-либо заложенного значения. Как уже говорилось ранее, реальность создаётся наблюдением (человеческим сознанием), взаимодействующим с квантовым миром творческого бессознательного. Более конкретно, состояние, в котором вы находитесь, соединяясь с паттерном опыта, определяет его значение, ценность, форму и последующую оболочку.

Если на первый взгляд у опыта нет никакого позитивного значения, это показывает историю отношений, в которой паттерн не расценивался должным образом.

К примеру, давайте рассмотрим сексуальность, ключевую энергию и паттерн каждогочеловеческого существа. На своём изначальном уровне, она не хорошая и неплохая, она такая, какая есть. Теперь давайте вообразим, что эта сексуальнаяэнергия впервые пробуждается в молодом человеке, и её наблюдают родители исоциальное окружение.  Если онавстречается с негативным человеческим присутствуем (враждебностью,беспокойством), то это отношение создаст негативный опыт сексуальности в юноше.В результате образ такой идентичности может быть усилен, ведя к негативнойсексуальной идентичности, которая будет проявляться различными способами вболее позднем возрасте. Но негативное сексуальное поведение во взрослом возрастене означает, что его сексуальность по своей сути плохая, это значит, чтопредыдущие человеческие отношения с ней были негативными.

Это как раз то, где в работа в трансе может быть полезной: она позволяет ослабить предыдущие психологические рамки (это то, для чего необходимо наведение) и создать новые рамки, результатом чего будет новая позитивная карта идентичности, которая будет ощущаться и выражаться (в поведении, – прим.редактора). Это позволяет нам отличить (1) психобиологическую необходимость опыта транса от (2) психосоциального контекста человеческих отношений (такого, как гипноз), использующегося для придания ей формы и значения.

Гипноз является контекстом для очеловечивания транса и придания ему формы:

В каждый миг в груди возникает новый вид:
Сначала демон, затем ангел, затем дикий зверь.
Они также есть и в этих замечательных джунглях,
Которые могут поглотить вас и захватить,
Если вы прокрадётесь и украдёте что-то,
Украдёте у них.
 — Руми, «Козёл становится на колени»

Транс может быть негативным или позитивным в зависимости от человеческого присутствия, соединённого с ним. Он может принимать множество форм: в Африке трансы часто включают дикую тряску; на Бали они выражаются в виде чувственных трансовых танцев; на Западе под трансом часто подразумевается неподвижное или обмякшее тело, следующее словесным командам эксперта (гипнотизёра).

Бесконечное разнообразие форм и функций транса позволяет нам ясно увидеть разницу между трансом и гипнозом. Транс является психобиологическим природным опытом человеческого сознания, который возникает каждый раз, когда эго-идентичность дестабилизирована, в то время, как гипноз является одним из психосоциальных ритуалов, который придаёт трансу человеческий облик, форму и значение. И конечно, по мере того, как меняется этот контекст, эмпирическая форма и значение транса также меняются.

Поскольку качество трансового опыта является функцией человеческого контекста, в котором он удерживается, мы можем увидеть, что негативный транс симптома отображает деградировавшее состояние сознания, в котором удерживалось творческое бессознательное. К примеру, если вы попались в реакции нейромышечного зажима, по типу «бей, беги, замри», то любой исходящий опыт будет переживаться и выражаться негативным способом. Что ещё важнее, если вы уделите должное внимание развитию и затем удержанию высококачественного генеративного состояния творческого потока, то любой приходящий опыт можно будет приглашать и встречать с уверенностью, любопытством, ресурсами и навыками преображения.

Это базовая надлежащая предпосылка принципа Милтона Эриксона: негативный опыт может быть трансформирован в позитивный путём привнесения его в высокое состояние сознания, чем является генеративный транс, где этот опыт встречается с творческим принятием, умелым покровительством, искренним уважением и любопытством. Это обет данной работы, и красота её практики.

Stephen Gilligan, Ph.D

15 марта, 2017 года оригигал статьи: https://www.stephengilligan.com/new-blog/2017/3/20/the-nature-of-trance

перевод - Александр Оноприенко

текст перевода взят с сайта: https://iagc.ru/articles/priroda-transa

Оставьте свои контакты и я обязательно свяжусь с вами
Остались вопросы
Вы можете задать любой вопрос, написав мне в WhatsApp